Санкт-Петербург, Невский пр. 11/2
8 (812) 455-25-95
8 (800) 100-58-29
бесплатный телефон
меню

Новости и акции

Интересные факты о петербургских фонарях 25.08.2016

Наш город нередко отождествляется с сокровищницей всего «самого прекрасного»: дворцов, парков, фонарей… Да-да, вы не ослышались – именно фонарей. Уличные светильники Петербурга никогда не выполняли чисто утилитарную функцию: не дать свернуть голову припозднившемуся пешеходу.

Они являлись особым элементом единого сложного и неповторимого архитектурного ансамбля города на Неве. И вот уже не одно столетие они украшают проспекты и аллеи, сады и парки, подъезды домов и убранство мостов Петербурга, притягивая взгляд, завораживая нас и превращая нашу прогулку по вечернему городу в романтический праздник.

«Пионеры» уличного освещения:

К слову, именно в Петербурге впервые в России появились уличные фонари. Их «воцарение» в столице связано с датой, весьма памятной для нашего Отечества, – 23 ноября 1706 года. В этот день молодой город на Неве праздновал победу русских войск над шведами под Калишем. И именно тогда, по приказанию Петра I, на фасадах четырех домов вблизи Петропавловской крепости, были укреплены фонари с целью «зажигать их по большим праздникам». Скажем честно, эти первые фонари по своей конструкции ну очень сильно походили на простые корабельные.

Первый проект постоянного уличного фонаря был разработан французом Жаном-Батистом (нет, вовсе не Мольером) Леблоном в 1718 году. И изготовленные по нему фонари в количестве четырех штук появились на набережной Невы, напротив Зимнего дворца. Но уж тут развитие петербургских уличных фонарей «понеслось» куда более стремительно. В 1720-м году появился новый образец фонаря. А уже через три года на улицах Петербурга было установлено 595 фонарей (к концу столетия число их возрастет до 3400). Но были они по-прежнему масляными. И мало того, что горели они тускловато, так еще и имели опасную привычку разбрызгивать горячие капли масла на проходящих мимо прохожих. И как сетовал Н. В. Гоголь в повести «Невский проспект», «это счастье еще, если отделаетесь тем, что он (фонарь) зальет щегольский сюртук ваш вонючим маслом»…

На пути к «свече» П. Н. Яблочкова:

С 1821 года в Петербурге появились уже первые газовые фонари, правда, параллельно еще применяли и масляные, и спирто-скипидарные. С 1863 года появились и керосиновые светильники. Эра же электрических фонарей наступит лишь в конце столетия. В 1879 году на новом Литейном мосту через Неву зажглись 12 электрических фонарей: «свечи» П. Н. Яблочкова были установлены на светильниках, изготовленных по проекту архитектора Ц. А. Кавоса. А 30 декабря 1883 года 32 электрических фонаря осветили Невский проспект от Большой Морской улицы до Фонтанки.

Через год электрическое освещение появилось и на соседних улицах. К началу XX века электричеством были освещены все главные улицы столицы. Опять же, признаемся, что из 13 950 петербургских фонарей, горевших на улицах города к началу Первой мировой войны, лишь часть светильников являлась электрическими. Только к середине 1930-х годов керосиновые и газовые фонари ушли с улиц Петербурга.

Музей фонарей под открытым небом:

Вы хотите одновременно увидеть все типы фонарей, имевшие место быть в истории нашего города? Побывайте на улице Одесской. Там вы увидите отлично исполненные бутафорские макеты шести фонарей: масляного, газового, керосинового, спиртового и электрического (а также бронзовую скульптуру фонарщика, отдыхающего от работы). Фонари эти, хотя никогда и не зажигаются, но как нельзя лучше показывают основные этапы развития уличного освещения в Петербурге.

Впрочем, выбор места для подобной экспозиции не был случайным. На этой небольшой петербургской улице в позапрошлом веке находилась мастерская электротехника Александра Лодыгина, который изобрел так называемую «угольную» лампу накаливания (но, не получив поддержки правительства, не смог наладить ее массового производства).

В 1873 году столичные газеты писали о том, что господином Лодыгиным вблизи мастерской были устроены опыты освещения улиц электрическими лампами. В итоге на тихой Одесской собралась толпа. В двух уличных фонарях керосиновые лампы были заменены лампами накаливания, и люди, прихватившие с собой газеты, переходили с ними от одного фонаря к другому, сравнивая степень освещенности.

Так что совсем не простая эта улочка Одесская, во всяком случае – для истории «фонарного дела».

Секрет красоты петербургских фонарей:

Самым же главным в истории уличного освещения Северной столицы является то, что петербургские фонари практически с первых страниц своей биографии претендовали на звание «самых красивых» в мире. Почему? Да потому что создавали их необыкновенные, замечательные мастера. Так, например, автором декоративных фонарей у Александровской колонны на Дворцовой площади является Карл Рахау, а знаменитого фонаря подъезда Зимнего дворца – предположительно сам Б.Ф. Растрелли.

Светильники, отлитые по рисункам Карла Ивановича Росси, стоят перед Елагиным дворцом, перед Театром драмы имени Пушкина, на Иоанновском, Театральном, Большом и Малом Конюшенном мостах. Скульптор П.П.Соколов, выдающийся мастер пушкинской эпохи, создал фонари для Банковского, Львиного и Египетского мостов. Фонари П. Клодта, создателя коней Аничкова мостя, до сих пор украшают Исаакиевскую площадь.

Да сколько их еще - талантливых архитекторов, скульпторов, инженеров, являющихся авторами великолепия петербургских фонарей? Ю. М. Фельтен, П. П. Базен, И. Н. Борисов, А. П. Брюллов, А. И. Штакеншнейдер, Л. Н. Бенуа, Л. А. Ильин и многие-многие другие, чья причастность к созданию данных элементов архитектурного облика Северной столицы сегодня нам просто неизвестна. Вместо послесловия:

Сегодня мы идем по вечернему Петербургу, и буквально каждый наш шаг сопровождает и освещает своим мягким и теплым светом более полутора сотен тысяч самых разных уличных фонарей, в том числе и тех, «исторических», что уже стали полноправными элементами архитектурного облика города. Кстати, почему-то именно фонари очень часто попадают в объектив фотографов, причем даже в дневное время, так как хороши они всегда, независимо от времени года и суток, потому что умеют хранить свое горделивое спокойствие на фоне ежедневной городской суеты и вечно куда-то спешащих петербуржцев.



Возврат к списку